Изменение физико-механических свойств почвогрунтов

Дороги Украины

По-видимому, наиболее правильным будет выбор такого материала, который может служить одновременно гидро — и термоизоляционным целям, иметь относительно невысокую стоимость и обеспечивать достаточную гарантию защиты грунтов земляного полотна от воздействия указанных выше внешних климатических факторов. На основании имеющихся в нашем распоряжении предварительных данных можно утверждать, что в полупустынных районах земляное полотно, устроенное в последние 5-10 лет, находится в удовлетворительном состоянии. Деформации земляного полотна, имеющие зональный характер, происходят на отдельных участках железнодорожных линий, располагающихся на орошаемых землях; на участках, где земляное полотно представлено грунтами, содержащими сульфатно-содовые легкорастворимые соли, а также на участках железнодорожной линии, проходящей по той же сульфатно-содовой провинции соленакопления. Изменение физико-механических свойств почвогрунтов земляного полотна на перечисленных железнодорожных линиях происходит под влиянием миграции солевых растворов в связи с насыщением грунтов атмосферными и грунтовыми водами. Понижение несущей способности почвогрунтов земляного полотна несомненно вызывается изменением их химического состава и связанными с этим рассмотренными выше коллоидальными процессами.

Нам представляется, что в дальнейшем проектирование противодеформационных мероприятий в рассматриваемых районах должно основываться на данных детального изучения химического состава и солевого режима грунтов, играющих основную роль в протекании и развитии деформаций. В некоторых случаях, по-видимому, может оказаться целесообразным искусственное изменение химического состава грунтов введением соответствующих солей с последующим устройством термо — и гидроизоляции для химической стабилизации грунтов.