Износ дорожных покрытий

Дороги Украины

Выдувание мельчайших частиц из покрытия способствует ослаблению заклинки щебенок, выбиванию и раздавливанию их. Кроме того, потеря материала покрытия происходит в результате истирания поверхности покрытия под действием сил трения, возникающих при движении автомобиля по дороге между покрытием и шинами. Продукты выдувания, раздавливания и истирания материала покрытия в дальнейшем выносятся с поверхности покрытия ветром и воздушными вихрями, образующимися при движении автомобилей, или смываются дождем. На дорогах с покрытиями, обработанными органическими вяжущими материалами, износ происходит главным образом от истирания покрытия. Как правило, износ покрытий усовершенствованного типа в несколько раз меньше износа дорог с покрытиями переходного типа. Величина износа дорожных покрытий зависит от прочности материала покрытия, состава, интенсивности и скорости движения, природных условий. Износ покрытия обычно определяют в миллиметрах уменьшения толщины покрытия в год. Износ покрытия также может быть определен в кубических метрах износившегося материала на 1 км дороги в год. При этом 1 мм износа покрытия в год соответствует 1 м3 износа материала покрытия, приходящегося на 1 пог. ж ширины проезжей части на 1 км дороги в год. Нормы средней величины износа дорожных покрытий за год имеют весьма важное практическое значение и необходимы для гл правильного планирования работ по ремонту и содержанию дорог. Знание средней величины износа дает возможность правильно подойти к перспективному планированию ремонтных работ, проектированию подсобно-вспомогательного производства и организации производства дорожноремонтных работ. С целью получения нормативных данных для современных условий движения Союздорнии совместно с Ленинградским филиалом Союздорнии при участии ХАДИ и ДНИС Грузинского Ушосдора были организованы систематические длительные наблюдения за износом дорожных покрытий на большом количестве дорог в разных климатических зонах.