Первые опытные работы по проектированию

Дороги Украины

Основными особенностями электронных вычислительных машин является большое быстродействие и работа по заданным программам. В зависимости от конструкции машины могут выполнять сотни и тысячи арифметических операций в секунду и работать по программам, включающим логические действия. Эта последняя особенность электронных вычислительных машин существенно отличает характер решаемых задач и возможности этих машин от Других существующих средств механизации вычислительных работ. Первые опытные работы по проектированию продольного профиля автомобильных дорог на электронных вычислительных машинах, выполняемые нами в содружестве с Вычислительным центром АН, были проведены в апреле-мае 1957 г. на малой электронной счетной машине (МЭСМ). В дальнейшем работы выполнялись на электронной вычислительной машине «Стрела», а некоторые — на машине «Урал». После ввода в 1960 г. в эксплуатацию электронной машины «Киев» задача по проектированию продольного профиля решалась на ней. Для решения задач на электронных вычислительных машинах составляется алгоритм решения — точные указания о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций для решения всех задач данного типа. При составлении алгоритма задач, связанных с вариантным проектированием, должны предусматриваться все возможные проектные ситуации и даваться указания и критерии для отбора оптимального варианта. На основании алгоритма составляется программа применительно к конструктивным особенностям машин. Примером решения простой задачи может служить разработанная нами программа подсчета объемов земляных работ на электронных вычислительных машинах. Подсчет объемов земляных работ не является сложной технической задачей, но отличается трудоемкостью.