Разрушение земляного полотна в глубине болота

Дороги Украины

Атмосферные воды обычно смывают грунт насыпи с ее поверхности и откосов. В северных районах размыванию содействует неглубокое и длительное оттаивание грунтов насыпи. Работа грунтовых вод тесно связана с фильтрующей способностью торфяного основания и величиной нагрузки на него земляного полотна. Старые дороги, сохранившие многослойные настилы, способствуют размыванию земляного полотна грунтовыми водами на разных глубинах. Струи воды уносят здесь частицы грунта на расстояние до 25 м от дороги. Перечисленные деформации могут иметь характер стихийный, когда они связаны с факторами климатическими. Однако обнаружить их причины сравнительно легко, что и облегчает способы борьбы с ними.

Разрушение земляного полотна в глубине болота вследствие растекания донных отложений имеет в большинстве случаев тяжелый характер, и обнаружить заочно его причины трудно. Деформация наступает вследствие перегрузки торфяного основания земляным полотном и заканчивается провалом насыпи на дно болота или смещением ее (от оси дороги) вследствие скольжения в глубине залежи. Поверхность болота в придорожной полосе изменяется при этом резко и быстро. Вначале происходит незначительное опускание придорожной полосы (от сжатия торфяных пластов); затем по сторонам опускающегося участка начинается бугрение. Бугры быстро растут при досыпке насыпи, а затем плавно опускаются. При наличии в бугре сапропелей или воды они выливаются на поверхность болота через глубокие трещины. Одновременно разрываются торфяные пласты под осью дороги в месте максимального давления, и грунт насыпи осыпается на дно болота. Временное неустойчивое состояние земляного полотна наблюдается на торфяных залежах с жестким основанием и незначительным уклоном дна. Земляное полотно, отсыпанное на такое основание; медленно и плавно опускается в торфяную залежь, и деформации его имеют затухающий характер.