Щебеночные основания и покрытия

Дороги Украины

Щебеночные покрытия устраиваются из щебня, полученного путем дробления каменного или шлакового материала, уплотненного укаткой, с поливкой водой и заполнением пустот между щебнем клинцом и каменной мелочью. Нижние слои щебеночных покрытий при немедленном возведении на них верхнего слоя могут устраиваться без заполнения пустот между щебнем. Связь щебенок между собой достигается их плотной заклинкой, которая усиливается последующим заполнением промежутков между ними более мелкими частицами и наличием каменной пыли, имеющей вяжущие свойства. Хорошее заклинивание щебня возможно только при форме щебенок, приближающейся к кубической, и при соблюдении определенной размерности щебня, клинца и каменной мелочи. Щебеночные покрытия устраивают при автомобильном движении до 200 автомобилей в сутки (по двум полосам); эти покрытия допускают конное движение. Щебеночные покрытия устраивают обычно в корыте на песчаном, пакеляжном или другом основании. Толщина щебеночного слоя устанавливается проектом и чаще всего бывает в пределах 15-20 см. Последовательность работ по постройке двуслойного щебеночного шоссе по подготовленному основанию такова: 1) завоз щебня, клинца и каменной мелочи; 2) рассыпание нижнего слоя щебня, разравнивание и придание ему правильного поперечного профиля; 3) осаживание щебня легким катком; 4) укатка нижнего слоя щебня тяжелым катком с поливкой водой без рассыпания клинца; 5) рассыпание верхнего щебеночного слоя; 6) осадка щебня легким катком; 7) укатка щебня тяжелым катком с поливкой водой; 8) рассыпание клинца и каменной мелочи с поливкой и укаткой; 9) рассыпание высевок (отходы от камнедроблення) с укаткой одним-двумя проходами катка.