Культура населения карпато-дунайских земель в период, предшествовавший образованию государств

Румыния

Распространение в этот период юрисдикции болгарских на территории Добруджи и Валахии, Галицкой епископии на территорию Молдовы привело к тому, что в письменной культуре, как церковной, так и светской, доминирующим стал старославянский язык. Этим объясняется хождение славянской религиозной литературы на территории Карпато-Дунайских земель в период, предшествовавший образованию государств. Самыми древними свидетельствами славянской письменности в регионе являются эпиграфические надписи X в., обнаруженные учеными в Добрудже (местности Басарабь и Мирча-Вода) и Валахии (село Буков).

Среди имевших распространение в XIII-XIV вв. славянских рукописей исследователями выявлены составленные в Молдове Восьмигласник и Четвероевангелие Нямецкого монастыря, отдельные пергаментные листы Евангелия и Ветхого завета.

В культуре трудящихся масс сохранялся живой народный язык.

Народная культура продолжала развиваться в устных традициях, песнях и играх, фольклорных произведениях. Археологические материалы, относящиеся к X-XIV вв., позволяют судить об уровне строительной техники при возведении крепостей, монастырей, о формировании па византийской основе определенного стиля церковной архитектуры, в деталях и украшениях которой сказывались черты развития искусства этого периода.

Образцы строений XIII в. две четырехугольные церкви в Турну-Северине, остатки церкви св. Никоары и фундамента господарского дворца в Куртя де Арджеш, здесь же находится относящаяся к середине XIV в. крестообразная церковь св. Николая. В плане церкви монастыря Водицы (вторая половина XIV в.) проявились черты оформившегося впоследствии архитектурного стиля трехчастного храма, воплощенного затем в строениях монастырей Тисмана и Козия.

Обнаруженные археологами остатки керамики, украшений, различных изделий из благородных металлов свидетельствуют о значительном развитии искусства у населения Карпато-Дунайских земель в X-XIV вв.