В среде общинников развивался процесс имущественного и социального расслоения, выделялась племенная знать, вожди, власть которых со временем превращалась в наследственную; происходило упрочение власти вождей, возглавлявших племенные объединения. Многочисленность славян, характер их хозяйства, основанного на земледелии, способствовали колонизации и экономическому освоению завоеванных ими территорий.
Археологические материалы свидетельствуют о проживании славян с VI в. в Карпато-Дунайских землях вместе с местным романизированным населением. Совместное их обитание проходило в условиях тесных экономических и культурных связей.
Славяне оказали значительное влияние на развитие материальной и духовной культуры местного населения. Особенно сильным влияние славян было в области социально-экономической, что объясняется земледельческим характером их хозяйства.
О восприятии местным населением элементов культуры земледелия и ремесла свидетельствует тот факт, что большой процент славянских заимствований в языке восточнороманских народов отмечается в терминологии, связанной именно с этими отраслями хозяйства.
Итогом длительного совместного проживания местного романизированного населения и славян и их взаимовлияния в условиях постоянного контакта было образование к X в. восточнороманской этнической общности, которая в латинских и греческих источниках чаще всего фигурирует под названием влахи, а в славянских — волохи.
Уже около двух столетий ученые ведут споры по вопросу о происхождении влахов, предков румын и молдаван.
В ходе длительной дискуссии в историографии оформились две основные концепции — автохтонная и миграционная.
Сторонники миграционной теории считают, что основная часть местного гето-дакийского населения Карпато-Дунайских земель была истреблена во время дако-римских войн и император Траян, создав провинцию Дакию, заселил опустевшие земли римскими гражданами, ветеранами и колонистами из соседних провинций.