Откровенные признания германского руководства

Румыния

А после Мюнхена и аншлюса Австрии германские правящие круги воспользовались вкладами чехословацкого и австрийского капитала в румынскую экономику. На рубеже 1938-1939 гг. проникновение германского капитала и промышленных монополий в Румынию стало более интенсивным. Деловые круги германской экономики и различные «эксперты» наводнивших Румынию миссий не скрывали, что основой выполнения 4-летнего гитлеровского плана является получение сырья, особенно из государств Дунайского бассейна, и в первую очередь из Румынии.

Показательно, что эти откровенные признания германского руководства о стремлении превратить Румынию в сырьевой придаток рейха и его военной машины не встретили отпора со стороны Бухареста. Напротив, в среде румынской олигархии, заинтересованной в развитии тяжелой промышленности и милитаризации экономики, в развитии экспорта и притоке новых капиталов, множились сторонники ориентации на укрепление сотрудничества с германским партнером, располагавшим и необходимыми капиталами, и передовой технологией и требовавшим увеличения поставок румынской экспортной продукции.

Используя внешнеполитические колебания королевской диктатуры после захвата Чехословакии германским фашизмом, гитлеровская клика добилась заключения в марте 1939 г. экономического договора с Румынией.

Румынское правительство обязывалось развивать экономику страны с учетом потребностей германского импорта.

Оно согласилось на создание в Румынии «свободных зон», где рейху предоставлялись особые преимущества, и смешанных румыно-германских обществ, главным образом в нефтяной промышленности. Взамен Германия должна была поставлять Румынии военные материалы и финансировать военное производство.

Компартия Румынии разоблачила грабительский характер договора: «Правительство королевской диктатуры продало гитлеровской Германии природные богатства страны»; КПР справедливо оценивала договор как «первый шаг на пути к потере национальной независимости Румынии».