Румынские «верхи»

Румыния

Прежние мечтания сотрудничестве народов против монархов уступили место одному расчету, стремлению укрепить свое положение в опасениям, как бы соседи не выступили соперниками. Все это облекалось в националистические одежды, «потомки римлян» противопоставлялись «варварам»-славянам. Но существовала и другая Румыния.

Радикальная пресса во главе с газетой «Ромынул» осуждала зверства османских карателей и защищала «героических борцов за освобождение» В стране шел сбор средств в пользу раненых сербских и черногорских воинов. Нельзя сказать, чтобы «не шевельнулись» румынские «верхи»-дипломатия развернулась вовсю, правда с самого начала загнав себя в тупик расчетами на то, что можно выговорить если не независимость, то хотя бы значительное приращение прав в правительственных канцеляриях западных держав, затратив на это немало времени и сил. В январе 1876 г. Катарджиу произвел зондаж насчет отношения кабинетов к возможности создания в будущем независимого и нейтрального румынского государства.

Он обещал при этом, что в случае «конфликта между Турцией и провинциями ее империи» (южными славянами) Бухарест вооруженной рукой воспротивится попытке прийти к ним на помощь (понимай — со стороны России). Однако ни антирусская, ни антиславянская направленность циркуляра Катарджиу не смягчила позиции западных держав.

В ответ на полученные с их стороны выговоры новый министр иностранных дел И. Бэлэчану обещал остаться «безучастным зрителем» событий за Дунаем. Дни правительства Катарджиу были сочтены.

Воспользовавшись экономическими трудностями и бесплодием его внешнеполитических демаршей, либералы в апреле 1876 г. пришли к власти. Пост министра иностранных дел занял Михаил Когэлничану, решительно настроенный в пользу независимости.